Чечкина Ольга Сергеевна, воспитатель детского сада №28 «Огонёк» г. Бердск

Проект в средней группе по речевому и художественно-эстетическому развитию «В гостях у сказки»

24 октября — 24 ноября

 Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад №28 «Огонек»

 Познавательно – творческий проект

в средней группе  по ОО «Речевое развитие»

и ОО «Художественно-эстетическое развитие»

«В гостях у сказки»

 

  Подготовила и провела воспитатель: Чечкина О.С.

Бердск 2022 год

Сказка учит добро понимать,
О поступках людей рассуждать,
Коль плохой, то его осудить,
Ну а слабый – его защитить!
Дети учатся думать, мечтать,
На вопросы ответ получать.
Каждый раз что-нибудь узнают,
Родину свою познают! А. Лесных

Проблема:

К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей.

Актуальность проекта:

Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом.

Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать и является слушателем читаемого ему. В этом случае его называют грамотным слушателем (пассивным читателем, это пора воспитания в малыше слушателя.

Для развития интереса к русским народным сказкам и повышения читательской грамотности у детей 4-5 лет был проведен проект «В гостях у сказки». Он осуществлялся, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка.  Для того, чтобы дети самостоятельно воспроизводили полюбившиеся им эпизоды сказок, для драматизации литературных произведений родители совместно с детьми изготавливали маски сказочных героев.

Участники проекта: Дети средней группы «Бабочка», воспитатели, родители.

Срок реализации: 24.10.2022 – 25.11.2022 г.

Тип проекта: познавательно-творческий, групповой.

 

Цель проекта: создание условий для формирования у детей устойчивого интереса к чтению сказок, развитие коммуникативных способностей, речевое и художественно-эстетическое развитие.

 

Задачи проекта:

Создание условий для организации творческой театрализованной деятельности детей.

Формировать у воспитанников способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь, понимать смысл сказок, их познавательное значение.

Развивать активную, выразительную речь через постановку театрализованной деятельности детей. Обогащать и расширять словарный запас детей.

Создавать условия для совместной творческой деятельности детей и родителей.

 

Задачи для детей:

Образовательные:

-расширить представление детей о сказках;

-учить детей рассуждать;

- закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) для передачи характера персонажа сказки;

- совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, распределять между собой обязанности и роли.

-обогащать и расширять словарный запас детей.

Развивающие:

-развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний;

-развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности;

-развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях;

Воспитательные:

-воспитывать чувства дружбы и коллективизма.

-воспитывать культуру речи.

Задачи для родителей:

- содействовать педагогам по теме проекта;

- развитие совместного творчества родителей и детей;

- развивать у родителей способность видеть в ребенке личность,

- заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней.

Задачи для педагогов: 

 - развивать творческий потенциал ребенка;

- показать родителям знания и  умения детей, приобретенные в ходе  реализации проекта.

- Побуждать к проявлению, познанию нового, неизвестного.

- Способствовать развитию умения давать моральную оценку поступкам героев художественных произведений.

 

 

Продукт проекта: - изготовленныемаски персонажей русских народных сказок;

- книжки-малышки по мотивам русских народных сказок «Сказки на новый лад»;

- пополнение книжного уголка;

 - драматизация по прочитанным произведениям.

Этапы реализации проекта:

1 этап: Подготовительный

- консультация для родителей;

- оформление книжного уголка в группе;

- подбор наглядно-дидактического материала.

2 этап: Основной

-реализация плана проекта;

- составление с детьми правил чтения книг;

- изготовление масок сказочных героев и кукольного театра родителями совместно с детьми;

-рассматривание иллюстраций русских народных сказок;

-чтение и рассказывания русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке;

-проведение настольно-печатных, дидактических, подвижных, словесных игр;

-отгадывание загадок по сказкам;

-драматизация и театрализация сказок с помощью кукольного спектакля и масок;

-раскрашивание иллюстраций к сказкам;

3 этап: Заключительный

- помощь родителей в пополнении  книжного  уголка сказками;

- чтение сказок с детьми дома;

- подведение итогов проектной деятельности.

Предполагаемые итоги реализации проекта:

1. Обновление предметно-развивающей среды.

2. Изготовление масок.

3. Изготовление настольного театра по русским народным сказкам.

4. Пополнение содержания книжного уголка русскими народными сказками.

5. Внедрение новых форм работы с детьми.

6. Развитие читательской грамотности детей.

 План реализации проекта:

ОО «Речевое развитие»

Д/ игры: «Расскажи сказку по картинке»,

«Из какой я сказки»,  «Сказка за сказкой».

Чтение, обсуждение и пересказ сказок.

Образовательная деятельность по сказкам  «Зимовье зверей», «Жихарка», «заюшкина избушка».

Чтение и обсуждение русских народных сказок и сказок народов мира. Чтение и обсуждение авторских сказок.

Рассматривание иллюстраций. Выставки книг:

«Русские народные сказки», Тематические

подборки книг: «Сказки о животных», «Волшебные сказки».

Сочинение сказок (с помощью родителей) ,«Я сочиняю сказку».

ОО «Познавательное развитие»

Беседы с детьми о прочитанных сказках. Рассматривание иллюстраций с изображением героев сказок.

ОО Социально –коммуникативное развитие»

Ремонт книг в книжном уголке.

Д/игры «Теремок», «Репка».

Сюжетно - ролевые игры «Доктор Айболит», «В гостях у Красной Шапочки», «Библиотека»;

настольно- печатные игры: «Сказочное лото», «В гостях у сказки».

ОО «Художественно –эстетическое развитие»

Образовательная деятельность:

Инсценировка и драматизация сказок «Зимовье зверей», «Жихарка», «Заюшкина избушка».

Рисование «Мой любимый сказочный герой», «Рисуем сказку вместе» (дома с родителями) и придумывание новых сюжетов по мотивам  знакомых русских народных сказок.

Прослушивание песен и музыки из киносказок и мультипликационных фильмов.

ОО «Физическое развитие»

 Комплекс утренней гимнастики «В гостях у сказки» ,Физминутки.

Подвижные игры: «Гуси гуси». «Кот и мыши», «Кот в сапогах», «У медведя во бору», «Хитрая лиса».

Работа с родителями

Консультация «Знакомство со сказками». 

Папка – передвижка «Народные сказки в системе воспитания дошкольников.

Участие родителей в изготовлении масок и кукольного театра.

 

Заключение и оценка результатов проекта:

Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью различных видов театра и с использованием масок сказочных персонажей; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь.

Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей.

Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития средних дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества.

 В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития средних дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других   видах  деятельности. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться,   активизировать различные стороны мыслительных процессов.

 У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок. Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка.

Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут еще более стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме.

 Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития старшего дошкольника.

 f00f584347a1693796936d81.jpgf00f584347a1693796946d72.jpg

f00f584347a1693796960d41.jpgf00f584347a1693796969d64.jpg

f00f584347a1693796982d19.jpgf00f584347a1693796993d80.jpg

 

 

 

 

Литература:
1. Антипина Е.А. «Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии» М.: ТЦ Сфера, 2003.
2. Битютская Н.П. - автор-составитель. «Система педагогического проектирования: опыт работы, проекты». Издательство «Учитель». Волгоград, 2012.
3. Джежелей О.В. «Колобок. Литературные игры и забавы» М.: «Просвещение», 1994.
4. Доронова Т.Н. «Играем в театр: театрализованная деятельность детей 4-6 лет: Метод. пособие для воспитателей дошкольного образовательного учреждения.»-2-е изд.-М.: Просвещение, 2005.
5. Малова В.В. «Конспекты занятий по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на материале русской народной культуре» - М. «ВАЛДОС», 2013.
6. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. «Мини - музей в детском саду» - М.: «ЛИНКА-ПРЕСС», 2008.
7. Кудрявцева Н.Ю. «Готовимся к празднику. Методика изготовления костюмов, кукол, декораций для детского спектакля» - М.: Школьная Пресса, 2011.
8. Маханева М.Д. «Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошкольного учреждения» - : М.: ТЦ «Сфера», 2001.
9. Науменко Г.М. «Народное детское творчество: сборник фольклорных материалов» - М.: ЗАО Изд. Центрполиграф, 2001.
10. Поляк Л.Я. «Театр сказок: сценарии в стихах для дошкольников по мотивам русских народных сказок» - СПб.:«Детство-пресс», 2008.
11. Смирнова О.Д. «Метод проектирования в детском саду. Образовательная область «Чтение художественной литературы» - М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011.
12. Ушакова О.С., Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой: конспекты занятий» - М.: ТЦ Сфера, 2005.
13.Ушакова О.С. "Развитие речи детей 3-5 лет» - ООО «ТЦ Сфера», 2014.


Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.