Чечкина Ольга Сергеевна, воспитатель детского сада №28 «Огонёк» г. Бердск
Проект в средней группе по речевому и художественно-эстетическому развитию «В гостях у сказки»
24 октября — 24 ноября
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад №28 «Огонек» Познавательно – творческий проект в средней группе по ОО «Речевое развитие» и ОО «Художественно-эстетическое развитие» «В гостях у сказки»
Подготовила и провела воспитатель: Чечкина О.С. Бердск 2022 год Сказка учит добро понимать,
Проблема: К сожалению, на сегодняшний день, наши дети воспитываются не на сказках, а на современных мультфильмах. Большинство родителей не находят времени сесть с ребенком и почитать книгу. Детские психологи считают это большим упущением взрослых в воспитании своих детей. На самом деле сказка представляет собой одно из самых древних средств нравственного, эстетического воспитания, а так же формируют поведенческие стереотипы будущих членов взрослого общества. Поэтому мы решили уделить немного больше времени именно русским народным сказкам в развитии и воспитании наших детей. Актуальность проекта: Современные дети — это больше «зрители», которые хотят воспринимать «красивую картинку». Чтение уходит на второй план, становится не интересным, ненужным. Постепенно исчезает устойчивая литературная традиция, на которую опирались предшествующие поколения. Как следствие — низкий уровень читательской грамотности, культуры и образования в целом. Мы, взрослые, являемся проводниками юных читателей в мир большой литературы. И от нас в большей степени зависит, станет ли ребенок настоящим читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве станет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни. Основы читательской грамотности закладываются тогда, когда ребенок сам еще не умеет читать и является слушателем читаемого ему. В этом случае его называют грамотным слушателем (пассивным читателем, это пора воспитания в малыше слушателя. Для развития интереса к русским народным сказкам и повышения читательской грамотности у детей 4-5 лет был проведен проект «В гостях у сказки». Он осуществлялся, как увлекательная игровая, творческая деятельность, направленная на активизацию речевого общения. Интеграционный подход позволяет развивать в единстве речевую, познавательную активность, творческие способности, навыки общения, эмоциональную отзывчивость ребёнка. Для того, чтобы дети самостоятельно воспроизводили полюбившиеся им эпизоды сказок, для драматизации литературных произведений родители совместно с детьми изготавливали маски сказочных героев. Участники проекта: Дети средней группы «Бабочка», воспитатели, родители. Срок реализации: 24.10.2022 – 25.11.2022 г. Тип проекта: познавательно-творческий, групповой.
Цель проекта: создание условий для формирования у детей устойчивого интереса к чтению сказок, развитие коммуникативных способностей, речевое и художественно-эстетическое развитие.
Задачи проекта: • Создание условий для организации творческой театрализованной деятельности детей. • Формировать у воспитанников способность активно слушать произведение, вслушиваться в художественную речь, понимать смысл сказок, их познавательное значение. • Развивать активную, выразительную речь через постановку театрализованной деятельности детей. Обогащать и расширять словарный запас детей. • Создавать условия для совместной творческой деятельности детей и родителей.
Задачи для детей: Образовательные: -расширить представление детей о сказках; -учить детей рассуждать; - закреплять умения использовать средства выразительности (позы, жесты, мимику, интонации, движения) для передачи характера персонажа сказки; - совершенствовать навыки самостоятельно выбирать сказку для постановки, драматизации, распределять между собой обязанности и роли. -обогащать и расширять словарный запас детей. Развивающие: -развивать умения применять свои знания в беседе, добиваться связных высказываний; -развивать у детей образное мышление, фантазию, творческие способности; -развивать коммуникабельность и умение общаться с взрослыми людьми в разных ситуациях; Воспитательные: -воспитывать чувства дружбы и коллективизма. -воспитывать культуру речи. Задачи для родителей: - содействовать педагогам по теме проекта; - развитие совместного творчества родителей и детей; - развивать у родителей способность видеть в ребенке личность, - заинтересовать родителей жизнью группы, вызвать желание участвовать в ней. Задачи для педагогов: - развивать творческий потенциал ребенка; - показать родителям знания и умения детей, приобретенные в ходе реализации проекта. - Побуждать к проявлению, познанию нового, неизвестного. - Способствовать развитию умения давать моральную оценку поступкам героев художественных произведений.
Продукт проекта: - изготовленныемаски персонажей русских народных сказок; - книжки-малышки по мотивам русских народных сказок «Сказки на новый лад»; - пополнение книжного уголка; - драматизация по прочитанным произведениям. Этапы реализации проекта: 1 этап: Подготовительный - консультация для родителей; - оформление книжного уголка в группе; - подбор наглядно-дидактического материала. 2 этап: Основной -реализация плана проекта; - составление с детьми правил чтения книг; - изготовление масок сказочных героев и кукольного театра родителями совместно с детьми; -рассматривание иллюстраций русских народных сказок; -чтение и рассказывания русских народных сказок, беседа по прочитанной сказке; -проведение настольно-печатных, дидактических, подвижных, словесных игр; -отгадывание загадок по сказкам; -драматизация и театрализация сказок с помощью кукольного спектакля и масок; -раскрашивание иллюстраций к сказкам; 3 этап: Заключительный - помощь родителей в пополнении книжного уголка сказками; - чтение сказок с детьми дома; - подведение итогов проектной деятельности. Предполагаемые итоги реализации проекта: 1. Обновление предметно-развивающей среды. 2. Изготовление масок. 3. Изготовление настольного театра по русским народным сказкам. 4. Пополнение содержания книжного уголка русскими народными сказками. 5. Внедрение новых форм работы с детьми. 6. Развитие читательской грамотности детей. План реализации проекта:
Заключение и оценка результатов проекта: Детям была интересна и близка тематика проекта, поэтому дети с удовольствием принимали участие во всех мероприятиях; любят слушать сказки в исполнении педагога; с удовольствием рассматривают иллюстрации в книгах. В самостоятельной игровой деятельности разыгрывают знакомые сказки с помощью различных видов театра и с использованием масок сказочных персонажей; некоторые воспитанники придумывают новые, свои сказки. Дети стали дружнее; чаще приходят друг другу на помощь. Таким образом, проделанная в ходе проекта работа, дала положительный результат не только в познавательном, речевом, но и в социальном развитии детей. Проведенный проект позволил подтвердить правомерность наших подходов к процессу речевого развития средних дошкольников посредством сказки, что является одной из насущных проблем современной педагогики сотрудничества. В данном проекте нашло подтверждение то, что совокупность различных методов и приемов, предметная среда, общение являются внутренними движущими силами речевого и умственного развития средних дошкольников. Но при этом необходима опора на фольклорный материал (сказку), которая исключает нравоучительность и включает игровое общение. Разнообразие методов и приемов, используемых при работе с детьми позволяет варьировать задания, обогащать содержание и формы работы, использовать материал как в виде самостоятельных занятий, так и в качестве структурных элементов в других видах деятельности. Сказка помогает ребенку самосовершенствоваться, саморазвиваться, активизировать различные стороны мыслительных процессов. У детей повысился уровень знаний о сказках; умение узнавать сказки, определять её героев и отношения между ними; понимание детьми сказки; способность понимать связь между событиями и строить умозаключения; повысилась речевая активность. Сформировалось умение выразительно читать стихи, инсценировать эпизоды сказок. Создание на занятии благоприятной психологической атмосферы способствовало обогащению эмоционально-чувственной сферы ребенка. Особую роль в своей педагогической работе нужно отводить просвещению родителей, консультациям по использованию в воспитании сказок, разъяснить им большую значимость семейного чтения, подчеркивая его весомость при формировании у ребенка нравственных положительных эмоций. В дальнейшем эта работа повлияет на то, что дети будут еще более стремиться к сочинению собственных сказок, а их словесное творчество поможет углубленному восприятию литературных произведений. Чтение сказок может стать доброй семейной традицией, создает теплую, задушевную атмосферу в доме. Проведённое в данном проекте исследование подтверждает, что систематическое привлечение сказки в педагогический процесс может быть важнейшим источником и резервом успешного речевого и эмоционального развития старшего дошкольника.
Литература:
|
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.